Чтоб строитель был доволен жизнью

Как благодаря настойчивости сахалинских саморегуляторов власти региона «услышали боль» местных строителей

Чтоб строитель был доволен жизнью

Чтоб строитель был доволен жизнью

Чтоб строитель был доволен жизнью

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко на прошлой неделе, а именно 6 июля на площадке нового аэровокзала в Южно-Сахалинске встретился с членами саморегулируемых организаций строителей – Ассоциаций «Сахалинстрой» и «СпецСтройРеконструкция». Большая часть трёхчасового разговора с застройщиками и представителями подрядного бизнеса была посвящена вопросам ценообразования в строительстве, в частности формированию начальной максимальной цены контрактов (НМЦК).

Диалог строителей с региональными властями прошёл в формате оживлённой дискуссии. Тон задал сам Валерий Игоревич, предложив строителям перед официальной частью совершить экскурсию по новому зданию аэропорта Южно-Сахалинска. Воздушные ворота островной губернии для пассажиров планируют открыть 7 августа текущего года.

Официальную часть мероприятия начал министр строительства области Алексей Колеватых. Он поделился с коллегами планами развития строительного комплекса в регионе:

Задел – это площадки для строительства до 10-ти миллионов квадратных метров жилья в ближайшие 15 лет в рамках инвестиционных проектов и программы расселения ветхого и (или) аварийного жилья. Их можно увидеть на инвестиционной карте Сахалинской области. Мы хотим, чтобы наши сахалинские строители активно строили. Площадку под 120 тысяч квадратных метров сейчас осваивает застройщик ПИК, участки под 180 тысяч квадратных метров свободны! Мы хотим, чтобы на них построили вы! Определяйтесь!

Далее Валерий Лимаренко презентовал участникам встречи комплексное развитие промышленных территорий по улице Украинской в городе Южно-Сахалинске и перспективы развития региона через инвестиционные проекты.

Но строители живут днём сегодняшним, поэтому они озвучили перед главой области насущные проблемы.

Так, заместитель генерального директора АО «Сахалин-Инжиниринг» Виктор Альперович (член Ассоциации «СпецСтройРеконструкция») начал с самой острой проблемы – отток инженеров-строителей с сахалинского строительного рынка:

Факт налицо – конкуренция. Москва предлагает нашим «линейщикам» 200 тысяч рублей в месяц на руки. Мы не можем по зарплате за них бороться.

Его поддержал генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Он отметил, что в строительстве есть две категории – застройщики-инвесторы и подрядчики. Именно последним предстоит реализовывать «планов громадьё», представленные руководителем области:

У строителей-подрядчиков и их рабочих две основные проблемы – весьма низкий уровень оплаты труда рабочих в смете проекта, и поэтому изначально низкая заработная плата и часто нищенские социально-бытовые условия на строительных площадках. Например, на Курилах. У нас есть приказ Минстроя России об осуществлении строительно-монтажных работ вахтовым методом. При освоении Сахалинского шельфа иностранцы показали пример организации вахтового метода строительных работ. А наши рабочие при строительстве больших объектов часто живут «где попало»! Где спят, где моются, где и чем питаются? Почему нищенская зарплата? По статистике: в мае средняя зарплата в строительстве на Сахалине составила 84 тысячи рублей. Но на всех объектах люди работаю по 10-11 часов. И вот за этот труд они получают в месяц в среднем 80 тысяч рублей. А если соотнести с материком, выделить из этого материковскую зарплату, то они даже 40 тысяч рублей в месяц не получают.

Причина низкой заработной платы строителей, по словам Валерия Павловича, в том, что за основу берётся средняя зарплата прошлого периода, а при формировании величины оплаты труда рабочих на следующий год северные процентные надбавки принимают в размере чуть больше 22%. Хотя на юге острова надбавки составляют 50%, в Охинском, Ногликском районах и на Курилах – 80%. Ассоциация «Сахалинстрой» получили письмо из Министерства труда и социальной защиты РФ, где указано, что в этом расчёте необходимо применять максимальные размеры процентных надбавок.

Заместитель председателя регионального правительства Сергей Олонцев возразил, что утверждены пять ценовых зон на Сахалине. И индексы на северных Курилах достаточно высокие. И во всех проектах, которые проходят экспертизу заложены деньги на вахтовый метод.

Губернатор попросил строителей представить проекты, где не отражен вахтовый метод осуществления строительно-монтажных работ в отдалённых местностях:

Я за то, чтобы люди жили в человеческих условиях, соблюдали технику безопасности и кушали плотно.

Виктор Альперович продолжил тему формирования НМЦК. Он пояснил Валерию Лимаренко, что государственная экспертиза проходит не по учёту осмечивания всех строительных работ и дополнительных затрат, а лишь по правильности применения расценок. Поэтому строители в 2023-м работают по ценам 2019-2021 годов:

Второй момент – сжатые сроки проверки проектной документации (5-10 дней) при многомиллиардных контрактах. Третье. На проектном рынке идёт демпинг материковских структур, которые на Сахалине строить не собираются. Поэтому 30 процентов того, что нужно сделать на сахалинской стройке, нет в этих проектах. А ты, строитель, делай, ты подписал контракт, представил банковские гарантии. Это можно, как шашлык нанизывать до бесконечности. Вот этими вопросами наше министерство строительства, к сожалению, не занимается.

Губернатор предложил создать комиссию, чтобы оперативно решать подобные вопросы.

Однако заместитель начальника ПТО ООО «Смирныховское АТП» Татьяна Подойницына (член Ассоциации «Сахалинстрой») обратила внимание Валерия Лимаренко, что комиссия не сократит временные сроки проверки проектной документации:

Выставили аукцион, неделю на просмотр документации и идём торговаться с «закрытыми глазами», потому что людей надо обеспечить работой. По муниципальному госконтракту даётся 5 дней на просмотр проектно-сметной документации. Невозможно за 5 дней рассмотреть и получить коммерческие предложения на строительные материалы. И даже по ресурсно-индексному методу. Элементарный пример – асфальтобетонная смесь. В ресурсно-базисном методе расценка на Сахалине в пределах 9-ти тысяч рублей за тонну. Это цена была два года назад. Фактическая цена – 14-15 тысяч рублей за тонну. Откуда центр мониторинга цен строительных материалов берёт такие цены?

Господин Олонцев отметил, что система ГИС ЦС в открытом доступе, и любой производитель материалов может вносить свои цены. Но госпожа Подойницына продолжила о проблемах в ценообразовании. Муниципалитеты применяют понижающий коэффициент по итогу в формуле определения НМЦК, чтобы начальная цена контракта соответствовала не смете, а выделенным лимитам финансирования. Такого искажения цены Положением о НМЦК не предусмотрено. Почему контролирующие органы не реагируют на это безобразие? Поэтому цена контракта незаконно падает до проведения закупок до 10-15 %.

В итоге губернатор поручил Смирныховскому АТП совместно с Ассоциацией «Сахалинстрой» направить в адрес министерства строительства Сахалинской области факты применения понижающего коэффициента для приведения НМЦК в закупочной документации на строительство и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства до уровня доведённых бюджетных лимитов:

Представьте три случая с января этого года. Сделаем работу над ошибками.

Генеральный директор ООО «СКФ «СФЕРА» Андрей Залпин (член Ассоциации «Сахалинстрой») считает, что многие проблемы ценообразования в строительстве решит одностадийное проектирование.

Мы говорим Вам об этом годы. Нужно забивать в задание на проектирование и дать соответствующее поручение госэкспертизе, тогда заказчики, проектировщики и подрядчики будут работать в одной среде общих данных. Мне нужно за 5 дней 10-миллиардный проект изучить и сказать, почём там сваи, почём там бетон. Вот женщина вынашивает и рожает за девять месяцев, она не может это сделать за две недели. И нам нужно устанавливать реальные сроки инвестиционного проекта.

В итоге глава области поручил министру строительства подготовить распорядительный документ о проведении закупок всеми областными и муниципальными заказчиками на одностадийное проектирование – разработку в одном контракте (закупке) проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (объединение стадии П – проектная документация и стадии Р – рабочая документация) с последующей передачей на государственную экспертизу всего комплекта документов.

(с благодарностью коллегам из пресс-службы Ассоциации «Сахалинстрой»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: