Принятый Кабмином документ со всей очевидностью убеждает – ещё есть много, над чем надо работать и Нацобъединениям, и другим общественным организациям
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров на прошлой неделе принял участие в заседании Совета Российского Союза строителей, где, напомним, он занимает должность вице-президента. Мероприятие прошло в зале Московского государственного строительного университета, в основном касалось подведения итогов уходящего года и обзору проделанной работы.
Это, одно из первых публичных выступлений Анвара Шамухамедовича с момента его вступления в должность президента НОПРИЗ непосредственно было посвящено Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации до 2030 года и с прогнозом на период до 2035 года. Документ в целом (что уже не раз подчёркивали в своих статьях и мы, и наши эксперты) вызывает довольно скептическое отношение со стороны сообщества, как в виду своего непростого пути в жизнь, так и в силу драматичных изменений в политико-экономической ситуации, которые вообще ставят под вопрос саму возможность сколько-нибудь долгосрочное планирование.
Тем интереснее ознакомиться с позицией первого лица Национального объединения. И тем более, что ситуация у господина Шамузафарова уникальная – в рамках РСПП он выступил одним из разработчиков документа, а теперь уже как глава НОПРИЗ будет воплощать требования Стратегии в жизнь.
Основная, стратегическая задача на сегодня – сделать строительную отрасль и ЖКХ одними из ключевых драйверов восстановления экономики. Важным инструментом для этого является внедрение в строительную отрасль так называемого «комплаенса», предусматривающего исключение необходимости прохождения процедур для наиболее опытных и зарекомендовавших себя участников рынка.
Далее в докладе утверждается необходимость:
Любопытно, что при описании этих задач нигде не употреблено модное словечко «цифровизация».
Предпосылки для развития отрасли есть. Несмотря на стагнацию доходов населения, снижение объёмов государственного финансирования, в 2021 году и за десять месяцев 2022-го произошёл взрывной рост объёмов строительства и покупки жилища за счёт эффективной системы регулирования отрасли и доступности ИЖС. За 10 месяцев 2022 года введено 87,8 миллиона квадратных метров, что составляет 121,5% к соответствующему периоду 2021 года. При этом доля ИЖС составила 61,8% (54,2 миллиона «квадратов»).
Строительная Стратегия увязана в единое целое с другими программными документами, принятыми на уровне государства. В частности, Анвар Шамузафаров сослался на Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена указом Президента России Владимира Путина № 400 от 2 июля 2021 года. В ней содержатся такие положения:
67. Достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации осуществляется путём решения следующих задач: … 25)… преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий.
Конкретные мероприятия по развитию должны быть нацелены на поддержку экономической свободы и конкурентоспособности бизнеса в строительной отрасли. Этого можно добиться путём:
- упрощения процедур предоставления СРО займов из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств для поддержки в условиях экономической нестабильности финансовой устойчивости своих членов;
- развития рейтингования деятельности подрядчиков, в том числе для участия в торгах, с учётом опыта работы, кадрового потенциала, наличия производственных мощностей и финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;
- устранения дублирования лицензий и допусков СРО, развитие цифровизации отрасли для снижения финансовой и административной нагрузки на подрядчиков – членов СРО;
- развития в отрасли информационного ресурса, содержащего Единый реестр членов СРО, включая их обязательства по договорам подряда;
- усиления правовой и материальной ответственности за безопасность ОКС членов СРО (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- восстановления требований к членству в СРО субподрядных строительных организаций (в зависимости от видов работ и уровня ответственности ОКС);
- рассмотрения целесообразности восстановления отраслевых СРО по допуску на работы по объектам федерального значения – обороны, безопасности и энергетики.
Как нетрудно видеть, пункты с 1-го по 4-й власти уже сейчас активно реализуют на практике. Усиление правовой и материальной ответственности пока касается только проектировщиков, которым готовят различные ужесточения в виде «чёрных списков» и прочих карательных мер. Любопытен пункт 6 о членстве в СРО для субподрядчиков, о чём давно уже мечтают и саморегуляторы, и Национальные объединения. Наконец, последний 7-й пункт относительно отраслевых СРО также никто не снимает с повестки. Сравнительно недавно, например, на эту тему прошла любопытная битва на площадке Торгово-промышленной палаты РФ между президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым и эмиссарами от куста СРО атомщиков Виктора Опекунова.
Возвращаясь к докладу в РСС, стоит отметить ещё один перечисленный Анваром Шамузафаровым список мер, которые направлены на поддержку профессионализма, компетентности и престижа специалистов строительной отрасли. Речь идёт о следующих мероприятиях.
- Развитие обязательной независимой оценки квалификации по новым профессиональным стандартам для повышения компетенций ГАПов и ГИПов, а также специалистов 5-7-го уровня квалификации.
- Создание и развитие при Советах по профессиональной квалификации Центров оценки квалификации (ЦОК) и системы Экзаменационных центров (ЭЦ).
- Усиление правовой и имущественной ответственности специалистов (ГАПов и ГИПов) за принимаемые решения с одновременным исключением излишних технических требований и административных процедур, в том числе (для проектной документации установленного перечня объектов) по прохождению государственной экспертизы проектной документации и строительного надзора.
- Создание требований (по решению Советов Нацобъединений) по исключению из Национальных реестров специалистов лиц, нарушающих нормы законодательства.
- Создание Национальными объединениями цифровой платформы для ведения реестров всех трудовых ресурсов, работающих в проектно-изыскательской и строительной сфере.
- Резкое повышение производительности труда, заработной платы и престижа работников отрасли, постепенный отказ от привлечения иностранных работников.
И если с созданием цифровых платформ, реестров и повышением взысканий всё более-менее ясно, то последний пункт вызывает вопросы. Разумеется, логично что с увеличением ответственности должна расти и заработная плата (а уж с ней и престиж), но пока не понятен механизм, с помощью которого этого удастся достичь.
Заказчики меньше всего готовы увеличивать вложения в проектно-изыскательскую деятельность. Да и государство, приводя в официальных документах различные количественные метрики, нигде не упоминает о необходимости увеличения средних окладов ни ИТР, ни простых рабочих. Скорее, наоборот, эти расходы рассматриваются как потенциальная статья для оптимизации и сокращения, хотя бы через ту же цифровизацию.
Так что уже самому профессиональному сообществу придётся решать непростую задачу отстаивания своих интересов. Иначе вся работа в этом направлении выглядит как-то совсем странно – сами для себя придумали дополнительные наказания и ужесточения, при том, что заработки остались те же, а то и уменьшились. В общем, есть ещё много чего, над чем стоит поработать и Национальным объединениям, и другим общественным площадкам, которые позиционируют себя как объединения специалистов для диалога с властью.