На госстройки придёт «электронадзор»?

Судя по всему, заказчиков и генподрядчиков хотят обязать сдавать ещё один отчётик, который будет фиксироваться в некоей общероссийской базе данных

На госстройки придёт «электронадзор»?

Российские власти намерены применить своё излюбленное средство для борьбы с воровством денег на бюджетных стройках. Как наверняка понял догадливый читатель, мы говорим о цифровизации. Инновацию предлагает Минстрой России. По замыслу главного строительного ведомства, чтобы прижать к ногтю расхитителей госкапиталистической собственности, потребуется внедрить систему мониторинга строительства объектов с бюджетным финансированием.

Эксперты ведомства уже подготовили проект постановления, в котором описали основные механизмы. Денежки на разработку и внедрение предлагают выделить в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), а сам мониторинг организовать в системе «Электронный бюджет». По оптимистичным прикидкам минстроевцев, запускать электронадзор можно хоть со следующего года.

В Аппарате заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина рассказывают, что сейчас идёт подготовка нормативных актов и информационно-технического обеспечения для мониторинга госстроек, а также «в пилотном режиме проводится апробация».

Особых подробностей, как и что будет работать, впрочем, не сообщают, ограничиваясь общими принципами. Так, разработчики уверяют, что система позволит получать в режиме реального времени информацию о том, на какой стадии находится строительство, выявлять риски на каждой стадии, чтобы иметь возможность своевременно принимать управленческие решения – например, при отставании в строительстве одного объекта финансирование может быть направлено на ускоренную реализацию других. Для мониторинга выбраны девять обязательных контрольных точек – от получения заключения госэкспертизы и разрешения на строительство до ввода объекта и регистрации прав на него.

Судя по такому довольно сумбурному описанию, речь всё-таки идёт не о массовой установке видеокамер на стройплощадке, а об обязании заказчиков и генподрядчиков сдавать ещё один отчётик, который будет фиксироваться в некоей общероссийской базе данных.

В целом, по мнению специалистов, инициатива укладывается в новую программу управления государственными капиталовложениями. В 2020 году федеральный центр столкнулся с недоосвоением бюджетных средств и превращением многих инфраструктурных строек в долгострои. Собственно, после этого в 2021 году и был создан «Единый заказчик в сфере строительства», главной задачей которого стала не освобождение директоров школ и главврачей от функций технадзора, а завершение проблемных объектов. Кроме того, в 2022 году Минстрою были переданы полномочия Минэкономики по формированию ФАИП, а региональным властям разрешили более гибкое перераспределение средств между проблемными объектами.

Поставить все эти процессы на цифровой контроль, включив отслеживание неких ключевых показателей, – вполне рациональная идея, хотя и прибавляющая головной боли местным минстроям и строительным компаниям.

Проект постановления, о котором идёт речь, разработан Минстроем России во исполнение «дорожной карты», утверждённой двумя вице-премьерами – ответственным за стройку Маратом Хуснуллиным и главой Аппарата Правительства РФ Дмитрием Григоренко.

Инициативу в положительном ключе оценили и эксперты строительной отрасли. Например, генеральный директор АО «Югинвестпроект», экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей Илья Пономарёв рассказал в комментарии «Коммерсанту», что сфера капвложений требует особенного контроля – установление ключевых точек каждого проекта и формирование регламента реагирования станет важной частью обеспечения эффективности бюджетного процесса.

В свою очередь президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который, помимо общественной деятельности, сам является крупным застройщиком, высказал мнение, что мониторинг окажет исключительно положительное воздействие, так как позволит своевременно предупредить сбои исполнения ФАИП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: