Не риск-ориентированы? Ждите проверок!

Скорее всего, новые инициативы российского Кабмина не имеют отношения к строительным, проектным и изыскательским СРО…

Не риск-ориентированы? Ждите проверок!

Наша позавчерашняя статья о том, что Правительство России на ближайшие восемь лет отменяет плановые проверки, за исключением объектов высокого и чрезвычайно высокого риска, встретило неоднозначную реакцию со стороны читателей сайта За-Строй.РФ.

Понятно, что никто не хочет, чтобы его проверяли, и с этой точки зрения восьмилетний мораторий выглядит как неплохой подарок деловым людям. Но, с другой стороны, проверки проводятся не ради удовольствия контрольно-надзорных органов. Существует известное изречение, что если периодически не кошмарить бизнес, то бизнес начинает кошмарить общество.

Например, не так давно на наших глазах по всей стране прокатилась волна пожаров в торговых центрах, которая выявила чудовищные нарушения в обеспечении норм пожарной безопасности, как при проектировании и строительстве, так и в ходе эксплуатации. Кстати, именно тогда инспектирующие органы ссылались на пресловутый курс на «создание благоприятного климата». Ритейлеров и владельцев крупных комплексов фактически освободили от контроля и проверок, либо сделали эти мероприятия чисто номинальным – после чего и был получен соответствующий результат. А до этого были «кранопады», «лифтопады», обрушения жилых и общественных зданий, спроектированных и построенных с вопиющими нарушениями…

В общем, скептики считают, что сейчас Правительство пытается в сложной ситуации подлизываться к бизнесу, а потом лет через 8-10 придётся расхлёбывать последствия этого спорного решения. Впрочем, по факту власти меньше всего сейчас заинтересованы в том, чтобы заискивать перед бизнес-сообществом. Скорее наоборот, СВО и экономические трудности вызвали высокую сплочённость в обществе и повысили кредит доверия к руководству страны. И ещё скорее наоборот – это бизнес, лишившийся привычной опоры на западные рынки, связывает своё дальнейшее существование исключительно с доброй волей государства.

К тому же, власть не преминула напомнить, что принятое решение стало частью реформы контрольно-надзорной деятельности, которую российский Кабмин реализует в рамках поручения Главы государства. При этом сама реформа призвана, с одной стороны, снизить административные издержки граждан и организаций, а с другой – сделать это не в ущерб безопасности. Добиться такого двойного эффекта рассчитывают с помощью внедрения современных практик. Прежде всего, это риск-ориентированный подход, формирование новой системы обязательных требований, направленных на снижение рисков и соответствующих современному уровню технологического развития. Во-вторых, выстраивание эффективного и прозрачного процесса контрольно-надзорной деятельности. Ну и, в-третьих, развитие механизмов профилактики нарушений обязательных требований и дистанционного контроля.

Иными словами, зачем пригонять ревизоров в организацию, устраивать выемку документов, парализовать работу предприятия, если с помощью цифровизации можно спокойно отслеживать всю её деятельность в режиме онлайн? И оперативно реагировать в случае возникновения каких-либо подозрительных отклонений. Вот и саморегулируемые организации, как показал прошлый год, неплохо контролируются через официальные сайты и онлайн-сервисы, которые союзы и ассоциации обязаны наполнять и поддерживать в актуальном состоянии.

Что касается того, будут или нет проводиться проверки Ростехнадзора в отношении СРО, то здесь ответ отчасти даёт письмо Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2022 года № Д24и-40774. В нём содержится комментарий по поводу ещё прошлогоднего постановления Правительства России от 10 марта № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Согласно пункту 11(3) этого документа, в планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении видов государственного контроля (надзора) порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом № 294-ФЗ включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

При этом допускается проведение плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ, если в отношении таких видов контроля не применяется риск-ориентированный подход.

Однако, как указывает МЭР, положением применение риск-ориентированного подхода в рамках надзора за СРО не предусмотрено. А это значит, что:

…плановые и внеплановые проверки в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в 2023 году будут проводиться в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ и Положением.

Таким образом, скорее всего, и новые инициативы Правительства РФ к СРО отношения не имеют. Вот внедрите риск-ориентированный подход, тогда и поговорим. А пока приводите дела в порядок и ожидайте проверяющих из РТН, согласно утверждённому плану проверок. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из официальной позиции МЭРа, которую, отметим, также учитывает Минстрой России. Хотя окончательное слово о порядке проверок в свете принятых властями решений, разумеется, хотелось бы услышать от самого надзорного ведомства…

Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2022 года № Д24и-40774

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: