Не украли, а… сберегли

Из реального сектора экономики были взяты миллиарды рублей, и теперь часть этих деньжищ решено подарить людям, которые создают исключительно доклады и отчёты

Не украли, а… сберегли

«Чудес вокруг – хоть пруд пруди,

И нам от них не худо,

Но может вдруг произойти

Чудовищное чудо»

Вадим Шефнер,

«Лачуга должника»

 

В этот Новый год добрый Дедушка Мороз принесёт ностроевскому начальству не совсем обычный подарок. В большом мешке под ёлочкой будет лежать ни много, ни мало – около 2,31 миллиарда рубликов – примерно такую сумму оставшихся денег от исключённых саморегулируемых организаций Минстрой России с барского плеча хочет подарить функционерам НОСТРОЙ. Но и их коллеги из НОПРИЗ тоже не уйдут обиженными.

Новогоднее чудо станет возможным в случае принятия министерского приказа от 21 декабря за длинным названием «Об утверждении перечня функций, на которые допускается расходование денежных средств, указанных в части 18 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правил принятия решения об использовании таких денежных средств и правил расчёта допустимого объёма их использования». Документ уже выложен на портале для публикации проектов нормативных правовых актов, и ему присвоен номер 01/02/12-22/00134561.

А чтобы не портить людям праздник, с общественным обсуждением и прочими формальными процедурами, ведомство решило максимально ускорить все сроки. Дата начала общественного обсуждения указана 21 декабря сего года, в этот же день стартовала независимая антикоррупционная экспертиза. Закончится она 27 декабря, а 4 января финиширует и общественное обсуждение. То есть, выйдя из-за новогоднего стола, высокопоставленные ностроевцы (а заодно и нопризовцы), могут, благословясь, спокойно приступать к освоению вкусного пирога.

В пояснительной записке сотрудники Минстроя России стыдливо ограничиваются констатацией того факта, что по итогам реформы, «на специальных банковских счетах Национальных объединений накопились средства компенсационных фондов, которые остаются невостребованными». И при этом «анализ правоприменительной практики положений Градостроительного кодекса показал отсутствие правового регулирования отношений, связанных с использованием невостребованных средств компенсационных фондов исключённых СРО, размещённых на специальных банковских счетах Национальных объединений».

Казалось бы, вот оно прямое подтверждение того, что Национальные объединения фактически присвоили чужие деньги и не возвращают их законным владельцам – то есть, тем строителям-проектировщикам-изыскателям, которые сформировали в своё время эти компфонды. А регламент взаимодействия (который, кстати, был написан как раз Минстроем под диктовку НОСТРОЙ) откровенно не работает.

Но из этого почему-то делается остроумное заключение – раз уж Национальные объединения не возвращают деньги членам СРО, то пусть у них всё и остаётся!

Приказ содержит три приложения. В первом излагается перечень функций, на которые можно тратить изъятые средства – это практически все статьи расходов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, кроме зарплаты сотрудников. Понятно, что теперь будет делом техники вывести эти деньги через карманные фирмы-прилипалы, бахромой которых уже давно обросли Национальные объединения.

Во втором приложении описана процедура принятия решения о таковом использовании. Она также достаточно проста – решение принимает Совет соответствующего Национального объединения до 31 декабря 2023 года на основании заявления главы того же Нацобъединения.

Наконец, третье, самое проблематичное для восприятия приложение содержит расчёт изымаемых средств. Предложенный порядок расчёта тёмен, непрозрачен и предоставляет широкое поле для злоупотреблений со стороны Нацобъединений. Чего стоит, например, такой перл:

При расчёте допустимого объёма средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств он уменьшается на удвоенное среднее арифметическое от годовых выплат, произведённых из средств соответствующего компенсационного фонда саморегулируемыми организациями за последние 5 лет, но не более 95% объёма средств компенсационного фонда, размещённого на специальном банковском счёте на день такого расчёта.

Кроме того, в этом же приложении читаем, что при определении допустимого объёма использования денежных средств не подлежат учёту: денежные средства взносов в КФ СРО, сведения о которой исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций менее 2-х лет назад на день определения такого допустимого объёма, и которые могут быть востребованы индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в случае, предусмотренном в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, и денежные средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счёт Национального объединения, которые могут быть взысканы в случае, предусмотренном частью 7 статьи 60.1 ГрК РФ.

Иными словами, Национальным объединениям достаточно подождать два года, промариновать в это время просителей в судах, после чего уже на вполне легальных основаниях положить их деньги себе в карман. Все мы прекрасно помним, как тот же НОСТРОЙ возвращал средства строителям, и какими злоупотреблениями это сопровождалось. Кто-то получил от ворот поворот, потому что нет денег, хотя потом в суде смог доказать, что средства на тот момент имелись. Кому-то щедрой рукой выдали стольник вместо внесённого миллиона. И это, не говоря уже о процентах, набежавших на депозит.

Теперь о сумме. Как сообщает официальный сайт НОСТРОЙ, на специальный счёт Национального объединения зачислены 5,46 миллиарда рублей от СРО, исключённых из Единого реестра. По поступившим заявлениям было перечислено на специальные счета действующих СРО, а также осуществлено возврата на собственные расчётные счета заявителей, подавших заявления в НОСТРОЙ в порядке статьи 9 Федерального закона № 447-ФЗ, на общую сумму более 3,15 миллиарда рублей. Таким образом, разница составляет минимум 2,31 миллиарда рубликов.

Понятно, что делать из ситуации трагедию было бы наивно. Ни для кого ни секрет, что Национальные объединения изначально воспринимали изъятые у СРО деньги как свои, прилагая титанические усилия, чтобы сберегать их в надёжном месте, подальше от прежних хозяев. Минстрой своим приказом всего лишь узаконил это положение дел.

Но при этом нельзя и отрицать простой факт – из реального сектора, то есть у людей, которые что-то строили, проектировали и изыскивали, были взяты миллиарды рублей. И подарены людям, которые создают исключительно доклады и отчёты. Да и то не самого высокого качества.

 

Проект приказа Минстроя России «Об утверждении перечня функций, на которые допускается расходование денежных средств, указанных в части 18 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правил принятия решения об использовании таких денежных средств и правил расчёта допустимого объёма их использования»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: