Без присмотра наглеют?

Сокращение проверок не пошло на пользу российским бизнесменам – в стране резко растёт количество экономических преступлений

Без присмотра наглеют?

По данным Генеральной прокуратуры РФ и МВД, за первое полугодие 2023-го зафиксирован существенный рост преступлений по экономическим статьям, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Речь идёт о различных мошенничествах (статьи 159-159.6 Уголовного кодекса РФ), растратах (статья 160 УК РФ), причинении имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК РФ), а также многочисленных преступлениях в сфере экономической деятельности, включённых в 22-ю главу Уголовного кодекса.

Так, в производстве за полугодие числилось 352 тысячи уголовных дел по этим статьям УК, что на 15% больше, в сравнении с первым полугодием 2022-го. При этом количество вновь зарегистрированных дел выросло на 21%, чем годом раньше, и составило 240 тысяч.

На такой любопытный факт указал бизнес-омбудсмен Борис Титов в интервью «Коммерсанту». Причём, судя по тексту, защитник предпринимательских интересов в данном случае не стал расставлять акценты в ожидаемом ключе «силовики кошмарят честных бизнесменов». Более того, удивление Бориса Юрьевича вызвал тот факт, что рост уголовных дел по предпринимательским составам происходит на фоне резкого сокращения действий различных надзорных служб в их отношении – проверок и административных дел.

Логично предположить, что ослабление контроля действует на российских «атлантов, расправивших крылья» не самым лучшим образом – место правонарушений сменяют преступления. А без постоянно пригляда со стороны людей в погонах, бизнес пускается во все тяжкие.

Если рассматривать отдельно наиболее массовую статью 159 УК РФ о мошенничестве, то тенденции ещё очевиднее: в производстве находится 287 тысяч дел (+22%), вновь зарегистрированных преступлений 152,2 тысячи (+30%). Причём дела продолжают накапливаться: хотя число переданных в суд материалов по мошенничеству и выросло на 8%, но оно всё равно не перекрывает всё возрастающий объём дел находящихся в производстве. При этом, впрочем, статистика показывает, что количество зарегистрированных дел по этой статье неуклонно возрастает все последние годы: в 2018 году их было 192 тысяч, в 2022-м – уже 319 тысяч.

Кроме того, господин Титов обратил внимание на рост числа приостановленных уголовных дел. По статье о мошенничестве их стало больше на 23%, и они составили уже почти половину (48%) от всех находившихся в производстве правоохранителей. При этом подавляющее их большинство (137 тысяч из 138,5 тысячи) приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Правда, далеко не все такого рода дела относятся именно к официальным предпринимателям. Так, значительная часть махинаций относится к деятельности телефонных аферистов и хакеров, которые также иногда становятся фигурантами уголовных дел о кражах (статья 158 УК РФ). Как ни странно, с такого рода преступления в последнее время российские силовые органы тоже пытаются бороться.

Впрочем, даже если выкинуть из общей массы «старших следователей Центробанка» и прочую телефонную нечисть, то бизнесменов в привычном смысле этого слова по уголовным статьям всё равно стало проходить больше. Как отметил Борис Титов:

На практике это означает, что дело возбуждается по факту совершения преступления «неустановленными лицами из числа руководителей организации». Даже если такой руководитель единственный, установить его следствию почему-то оказывается очень сложно.

При этом нередко реализуются обеспечительные меры, изымается имущество, документы организации, словом, полностью блокируется вся хозяйственная деятельность, что в условиях реального бизнеса равнозначно банкротству. Следствие приостанавливается, процессуальные сроки не текут, а отношение к организации, «в анамнезе» которой есть уголовное дело, со стороны контрагентов понятно какое. Да и банк в этом случае может потребовать досрочного погашения, не говоря уже о возможности перекредитования.

В остальном же парадоксальный эффект увеличения числа преступлений при сокращении числа проверок требует серьёзного анализа со стороны государственных аналитически центров, а возможно и внесения своих корректировок в дело реформирования контрольно-надзорной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: