Страна в shop’е

Как в Москве, так и по всей России готовятся зафиксировать новый антирекорд по строительству ТЦ. Можно ли ставить крест на таком формате коммерческой недвижимости?

Страна в shop’е

Пришла «беда», откуда не ждали. По всей стране сокращается число строящихся торговых центров. Объёмы квадратных метров, предназначенных для ведения традиционной коммерческой деятельности, стремительно уменьшаются, и уже в этом году специалисты московского рынка предрекают новый антирекорд, минимальный ввод торговых площадей за последнее десятилетие. Что привело к печальному тренду и действительно ли стоит из-за него печалиться?

Трудно поверить, но за минувшие десять месяцев текущего года в российской столице было построено и сдано в эксплуатацию всего 37.000 квадратных метров недвижимости, представляющей собой торговый центры. В течение года в крупнейшем городе в стране открыли только три подобных комплекса, да и те скромного районного формата («Митино Парк», «Звёздный», «Кувшинка»). Никаких масштабных проектов в данном сегменте нет и в помине.

До конца года возлагаются надежды на достройку и ввод ещё двух ТЦ, тогда показатель возведённых коммерческих площадей в столице достигнет 50.000 квадратов. Но даже с их учётом объёмы станут самыми маленькими за последние десять лет. В прошлом году специалисты зафиксировали аналогичный антирекорд – за двенадцать месяцев 2022-го в Москве было построено лишь пять торговых центров, суммарная площадь которых составила 123.000 квадратных метров.

Тот год вообще был провальным для коммерческой недвижимости по всей стране. В эксплуатацию сдали только 305.000 квадратных метров – в три раза меньше, чем годом ранее (913.000 квадратов в 2021-ом), минимальная цифра за два десятилетия наблюдений! До этого, к слову, в сегменте всё было достаточно стабильно, а в самые продуктивные годы строители успевали строить и вводить в эксплуатацию по миллиону квадратов торговых площадей (как, например, было в 2014 году).

Причины резкого падения объёмов возведения ТЦ установить немудрено. Невозможно не отметить, что на ситуацию повлиял массовый исход зарубежных брендов с российского рынка. Иностранные фирмы спешно ретировались, оставляя после себя пустующие магазины, которые отечественные и альтернативные заграничные компании не могли заполнить моментально.

Уже в этом году картина улучшилась – доля вакантных площадей в московских универмагах и моллах уменьшилась с 15,6% до 8,9%. На рынок вышло 19 новых брендов из Ирана, Казахстана, Белоруссии и Китая. Разумеется, им потребуется время на приспособление к новой аудитории, но не исключено, что некоторые из них (те же продуктивные, захватывающие все вокруг китайцы) очень быстро масштабируются и вскоре будут нуждаться в ещё больших торговых площадях, чем покинувшие страну зарубежные фирмы.

Сильно обольщаться строителям коммерческой недвижимости всё же не стоит. Ведь на сокращение спроса на торговые площадки влияет ещё и другой, более глобальный тренд – переход торговли в онлайн. Так, в 2022 году количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43%, по сравнению с 2021-ым, а общий объём российского рынка e-commerce, то есть любые продажи товаров онлайн, в текущем году почти достиг 8.000.000.000.000 рублей.

Россияне всё больше привыкают приобретать в интернете самые разнообразные вещи: от корма для животных и бытовой химии – до одежды и парфюмерии. Предприимчивые управленцы онлайн-площадок, в свою очередь, делают всё, чтобы рядовой покупатель не задумался о походе в реальный магазин: заманивают щедрыми скидками, организуют быструю доставку, дают возможность вернуть товар, если он не подойдёт. Не выдерживая конкуренции, традиционные торговые точки сдают позиции.

Как и многие другие осязаемые общественные тенденции, уход торговли в онлайн и уменьшение спроса на новую коммерческую недвижимость не должны нас пугать или вгонять в тоску. Современное переосмысление традиционного рыночного пространства обязательно сформирует новые, свои собственные запросы, а строители лишь должны быть готовы их осознать и удовлетворить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: