Власть присмотрит за стройматериалами

Минпромторг России предлагает вернуть государственный контроль за качеством цемента, кабельно-проводниковой продукции и систем отопления

Власть присмотрит за стройматериалами

Как отмечается в пояснительной записке к документу, внесённым Министерством промышленности и торговли РФ, в результате реформирования контрольно-надзорной деятельности на сегодняшний день 13 из 46-ти вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза, часть продукции осталась не охваченной государственным контролем. Речь идёт о кабельно-проводниковой продукции, которая поставляется по техническому регламенту «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), а также цемент, строительные смеси, радиаторы отопления и отопительные конвекторы.

В связи с отсутствием госконтроля за соблюдением обязательных требований к продукции деловым сообществом отмечается рост количества небезопасной и контрафактной продукции на рынке. Например, годовой объём незаконного оборота фальсифицированного цемента за 2022 год оценивается в 11,23 миллиона тонн. Это объём производства 7-8-ми цементных заводов или это 18,2% от общего годового объёма потребления цемента. Динамика тоже показательна – количество фальсификата увеличилось в 3 раза, по сравнению с 2020-ым.

Объём сомнительных радиаторов отопления на рынке в 2022 году увеличился до 15% от общего оборота, сухих строительных смесей – до 30%. Доля продукции, изготовленной с нарушениями обязательных требований по безопасности и стандартов на рынке кабельной продукции, в 2016-ом составляла более 30% рынка (или до 70% в сегменте силовых кабелей, применяемых при строительстве).

И хотя к 2021-ом, благодаря работе контрольно-надзорных органов и отрасли, в отдельных регионах объём фальсификата снизился до 11-15%. А в 2021-2022 годах он вновь вырос – до 40 и более процентов. В строительстве с кабельной продукцией складывается наиболее опасная ситуация, отмечается в документе – в этом сегменте объем фальсификата может составить до 70% к концу нынешнего года.

Например, Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО) оценивает фактический и потенциальный ущерб от эксплуатации отопительных приборов с фальсифицированными характеристиками следующим образом: от излишних расходов на оплату услуг ЖКХ на отопление – порядка 1.000.000.000 рублей ежегодно, от причинения ущерба имуществу граждан и организаций, а также здоровью людей в результате аварий отопительных приборов и систем – порядка 500.000.000 рублей ежегодно.

Какое значение такого качества ключевых материалов имеет для безопасности зданий и сооружений, тоже понятно. Использование не отвечающего требованиям безопасности цемента и строительных смесей может привести к растрескиванию и обрушению конструкций жилых домов, детских садов, школ, а кабельно-проводниковой продукции – к поражению током, выходу из строя медицинских приборов, пожарам. Установка фальсифицированных радиаторов и конвекторов ведёт к термическим ожогам из-за разгерметизации и протечки, к затоплению жилых помещений. Кабели непонятного производства в лучшем случае приведут к потерям мощности в сетях, а в худшем станут источником пожарной опасности.

Для борьбы со злом предлагается передать Росстандарту право государственного контроля в отношении цемента, строительных смесей, радиаторов отопления и отопительных конвекторов. То есть, на законодательном уровне включить контроль за указанными видами продукции к осуществляемому Росстандартом виду федерального государственного контроля (надзора), предусмотренного пунктом 15 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и особенностями организации осуществления такого контроля.

В Минпромторге России почему-то такой порядок называют «экспериментом» и предлагают проводить его с 1 февраля 2024-го по 1 февраля 2025-го. Ожидается, что за год доля продукции, не соответствующей обязательным требованиям, снизится на 7%. Также будет проведена как минимум одна кампания по отзыву некачественной продукции с рынка (по каждому виду продукции).

В строительной индустрии сложилась парадоксальная ситуация, когда государство встало на путь максимального самоустранения и снижения контроля за продукцией, и это очень быстро вызвало панические настроения у самих производителей. Добросовестные участники рынка едва ли не на коленях умоляют власти ужесточить надзор, поскольку не выдерживают прессинга со стороны поставщиков дешёвой фальсифицированной продукции.

Например, генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Игорь Прудников так прокомментировал сложившееся положение дел:

Более двух лет государство не контролировало безопасность строительных материалов, обращающихся на российском рынке. За это время рынок оказался наводнён реально некачественными и опасными для жизни и здоровья потребителей стройматериалами и изделиями.

Он же выразил надежду, что накопленный ранее опыт проведения контрольных мероприятий и новые полномочия позволят Росстандарту оперативно навести порядок на рынке и защитить потребителя и добросовестных производителей от всех видов мошенников.

Другой пример – Некоммерческое объединение «Союзцемент» уже более двух с половиной лет просит власть сохранить госконтроль. По мнению отраслевого объединения, снижение нагрузки на бизнес в цементной отрасли может быть выгодно только мошенникам, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке, поясняют в Союзе. После введения госконтроля объём незаконного оборота фальсифицированного цемента снизился с 11,7 миллиона тонн в 2016 году до 3,16 миллиона – в 2020-ом, а после упразднения контроля вновь возрос.

Так что, видимо, снова придётся государству взять под свой контроль манипуляции невидимой руки рынка, пока та окончательно не передушила российских производителей строительной продукции.

Полностью с документом можно ознакомиться на официальном сайте для публикации нормативных актов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: