Когда качеству предпочли количество

Строительный бизнес в России лишён возможности долгосрочного планирования, поэтому и вынужден выбирать самые дешёвые технические решения и рабочую силу?

Когда качеству предпочли количество

Экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей, а ныне эксперт Общественного совета при Минстрое России Илья Пономарёв высказал своё мнение по поводу проблемы с засильем мигрантов в отечественном строительном комплексе. Как заметил Илья Вадимович в комментарии для «Российской газеты», проблема дефицита кадров решается двумя путями – либо ростом производительности (компетенции, механизация труда), либо ростом численности. И если весь современный мир практически во всех сферах деятельности сделал ставку на первый способ, то строительная отрасль и ЖКХ нашей страны пошли по второму.

Основной причиной такой ситуации, по мнению эксперта, является отсутствие возможности планирования загрузки на три-пять лет даже у крупнейших российских предприятий. Ударные темпы циклопических проектов, таких, как олимпийские стройки, Крымский мост, глобальные инфраструктурные объекты, требующих кадровой мобилизации, сменяются годами существенно меньшей загрузки. В этой ситуации в условиях нашего трудового законодательства наличие большого штата квалифицированных, хорошо оплачиваемых специалистов становится для предприятия неподъёмным обременением. В то же время процедуры подбора исполнителей на стройках, оплачиваемых из бюджета, не способствуют конкуренции в чём-то, кроме начальной цены контракта.

Даже сметная прибыль, включаемая в расчёт бюджетной стройки, привязана к фонду оплаты труда, то есть отнюдь не мотивирует к применению высокотехнологичных, автоматизированных методов производства, при которых оплата труда в общей стоимости работ существенно ниже. Решив задачу вдвое дешевле «тарифа», например, за счёт эффективного инженерного решения, подрядчик и получит вдвое меньше «тарифа», без какой-то мотивирующей надбавки. То есть, система сама по себе организована так, что никоим образом не стимулирует технологическое развитие. Скорее, наоборот.

В итоге штат ведущих строительных компаний разделяется на два сегмента. Это инженерно-управленческое ядро, работающее на постоянной основе, и масса низкоквалифицированных исполнителей, которую оперативно наращивают или сокращают под конкретные задачи. При этом в проекты стараются по минимуму закладывать сложные инженерно-технические решения, чтобы гарантировать возможность выполнения контракта даже с привлечением самых малооплачиваемых работников.

Впрочем, господин Пономарёв делает оговорку:

Среди мигрантов вполне сформировались и высокопрофессиональные группы, бригады, работающие с монолитным бетоном, отделочники, другие специалисты, но ключевой выгодой для нанимателя является их социальный статус, возможность быстро нанять и быстро расстаться.

По мнению экс-главы Аппарата НОСТРОЙ, возможности для реорганизации отрасли есть. В стране существует масштабный план инфраструктурной стройки, призванной качественно поменять уровень жизни наших граждан, есть уникальная возможность сосредоточиться на внутреннем рынке, развить компетенции, обновить всю инфраструктуру отрасли от базовой науки и образования до обеспечивающей промышленности, есть опыт уникальных объектов мирового уровня, иллюстрирующих наш потенциал.

Запрос на «безрискового массового сотрудника» должен смениться на запрос на компетентного специалиста с высокой производительностью на долгосрочный контракт. При такой отраслевой экономике проблема мигрантов исчезнет автоматически, перейдя из области критической зависимости в область эффективного взаимодействия с коллегами из соседних государств в части работ на отдельных участках.

Попутно кардинально изменится и портрет мигранта-строителя. Пока же у всех перед глазами встаёт карикатурный образ коллективного Рашида с Джамшутом, которые слабо владеют не только строительными навыками, но и русским языком.

О том, что с мигрантами нужно что-то делать, уже говорят не только обеспокоенные жители российских городов, но и власти. Не первый год бьёт тревогу председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, приводя тревожную статистику набирающей силу национальной преступности. А на днях снизить количество мигрантов на стройках призвала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Сейчас по данным Минстроя России, в строительной отрасли занято около 6,5 миллиона человек, в жилищно-коммунальном хозяйстве около 2,3 миллиона. Из них более 900 тысяч – иностранные граждане.

Необходимо упомянуть и ещё один момент. Всё чаще раздаются голоса экспертов о том, что традиционная картина трудолюбивых и неприхотливых мигрантов и ленивых и дорогостоящих русских рабочих, мягко говоря, не вполне соответствует действительности. Оплата труда гастарбайтеров с каждым годом также дорожает, и во многом уже сравнялась, а то и начала превосходить выплаты для местных специалистов. Так что дело здесь не только и не столько в экономике.

В сети широко обсуждается ситуация с командировками мигрантов для восстановительных работ в Мариуполе, когда федеральная власть привлекала «иностранных специалистов» зарплатами по 250 тысяч рублей, с учётом вполне обоснованного риска. При этом местные квалифицированные специалисты – жители новых российских регионов – получить места на тех же объектах не могли и были вынуждены сидеть без работы.

Остаётся только гадать, какой процент от четверти миллиона рубликов доходит до самих строителей, а сколько прилипает по пути к рукам нечистых на руку чиновников, госзаказчиков, генподрядчиков, лидеров диаспор…

Между тем, критикуя гастарбайтеров, никто из уважаемых экспертов пока не коснулся тех структур, которые зарабатывают деньги на миграционных потоках. А без посадок коррумпированных чиновников и связанных с ними владельцев крупного бизнеса проводить облавы и рейды на кварталы гастарбайтеров можно до бесконечности и без всякого долгосрочного эффекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: